Мокрый коллодионный процесс

Мокрый коллодионный процесс

Мокрый коллодионный процессНе долго дагеротипии и калотипии удалось пробыть в мейнстриме, как уже в 1851 году, им на смену пришел принципиально новый способ фиксации изображения на светочувствительной поверхности с получением негатива, а именно «мокрый коллодионый процесс». Считается, что благодаря его химическим свойствам и относительно дешевому производству, по сравнению с дагеротипией, фотография смогла получить свое массовое распространение.

Мокрый коллодионный процессСам метод был разработан англичанином, и просто хорошим скульптором по профессии,  Фредериком Скоттом Арчером (1813 – 1854), заменив собою технику желатиновой эмульсии. Интересно то, что сам процесс Арчер открыл еще в 1848 году, но официально объявил об этом только через 3 года, в марте того самого 1851-го, поместив статью о своих успехах в журнале The Chemist. За что был удостоен мирового признания, но по причине своевременного не запатентирования практически подарил свое изобретение мировой общественности, так и оставивший свою семью практически в нищете. В некрологах по этому поводу писали: «очень неприметный джентльмен, в плохом благосостоянии».

Мокрый коллодионный процессЧто же такого отличительного от Луи Дагера сделал британский скульптор? По сути, за основу выступала все та же пластина, но вот светочувствительный раствор кардинально изменил свой состав, сменив битум с серебром на коллодий. После нанесения нового покрытия пластина погружалась в раствор азотнокислого серебра, и выдерживалась в нем не меньше 4-х минут, в это время, в самом слое коллодия образовались мельчайшие кристаллы йодистого серебра распределенного в коллодии, так называемая коллодионная эмульсия. После чего пластина в кратчайшие сроки устанавливалась в камеру для экспоновки. Проявлять ее нужно было в среде, с достаточным содержанием соли сернокислого закисного железа или пирогаллола. В результате получался негатив, заключенный в стеклянное пространство, а при наложении слоя лака так же позитив. Мокрый коллодионный процесс

Если же после обработки лаком поверхность накрывалась другой стеклянной пластиной, то изображение практически «запаивалось» между двумя стеклами пребывая в безвоздушном пространстве. Данный метод был запатентован в 1854 году американским фотографом Джеймсоном Ансон Каттингом (1814–1867), получивший название – амбротипия. Впоследствии от такого достижения, пребывая в приступе гордости, автор сменил свое имя на Джеймсон Амброуз Каттинг.

Мокрый коллодионный процессБлагодаря технологии «мокрого коллодионного процесса» время экспоновки кадра удалось значительно сократить, от мучительных минут до 3 ~ 6-ти секунд при хорошем искусственном освещении. К недостаткам же можно отнести малое время светочувствительности пластин между изготовлением и экспонированием. Главная особенность мокрого коллодионного процесса в том, что при высыхании пластинка теряет свою высокую способность к светочувствительности.

Мокрый коллодионный процессПо этой причине была разработана технология «сухого коллодионового  процесса», которая отличалась тем, что в уже высохший коллодий вводилось гигроскопическое вещество – соли магния, лития, а это в свою очередь привело к возможности пенетрации влаги, тем самым продлевая сроки светочувствительности коллодия. Что дало возможность использования коллодионных пластин в более распространенных местах, чем фотоателье, но уменьшило в свою очередь светочувствительность слоя и резкости самого изображения.

Мокрый коллодионный процессПо той причине, что «мокрый коллодионный процесс» позволяет получать изображения исключительно высокого качества, в особенности по резкости, эта технология реализовала свои способности и в XXI веке в специализированных областях, как то полиграфия, изготовление графических сеток, шкал и т.д.


Рубрика: Статьи

Метки:

Автор: Vladislav Vecherko