Камера-обскура

камера-обскура

История фотографии, пожалуй, берет свое начало с «первобытного» устройства для зарисовок называемого камерой-обскура , что в переводе с латыни означает «тёмная комната», поскольку на принципе ее работы построен простейший фотографический аппарат – ящичный. Восхищенный принципом действия этой, на первый взгляд, простейшей конструкции, сам Леонардо да Винчи набросал ее чертеж на полотне, хоть и принцип ее действия знали ещё в IV веке до н. э. Последователи китайского философа Мо Ди (моисты) — описали возникновение перевернутого изображения на стене затемнённой комнаты. Упоминания о камере-обскуре встречаются и у Аристотеля.

камера-обскура

Конструкция камеры состоит из нескольких элементов, по сути, для примитивной версии использовалось темное помещение в виде коробки, во фронтовой стороне располагалось отверстие диаметром приблизительно 0,5-5 мм, что в свою очередь при помощи световых лучей проецировало на тыльную сторону коробки (экран) видимое, перевернутое изображение. Наблюдателю оставалось только сделать зарисовку мелом на покрытии, размещавшемся на этом самом экране. Таким образом, не только искусные художники могли запечатлеть окружающую природу у себя на холсте.

камера-обскура

Впервые успешно усовершенствовать камеру-обскура удалось в 1558 году итальянскому физику изобретателю Джиованни Баттиста делла Порту путем размещения в отверстии обычной собирательной линзы, за что долгое время был ошибочно представлен публике как ее изобретатель. А в 1665 году произошла габаритная революция, благодаря Роберту Бойлю на свет появилась первая портативная камера-обскура, которую в 1686 году Йоганнес Зан оснастил зеркалом, расположенным под углом 45°, благодаря этому пейзажи проецировались на матовом стекле, что позволило художникам делать зарисовки на бумаге без особых усилий.

камера-обскураНовый этап в усовершенствовании пришелся только на 1812 год, благодаря британскому физику Уильяму Хайду Волластону, обычная двояковыпуклая линза была заменена менисковой с диафрагмой, это значительно улучшило качество изображения по краю. По тому же принципу он создал и так называемую «ландшафтную» линзу, которая впоследствии, миллионными экземплярами использовались в ящичных камерах.

В последующие годы конструкция камер-обскур почти не изменялась, но область их применения существенно расширилась. Благодаря точной передачи перспективы они получили широкое использование среди живописи как средство, служившее для облегчения рисования.

С развитием оптики объективы усложнялись, а после изобретения светочувствительных материалов камеры-обскуры стали прототипами современных фотоаппаратов.


Рубрика: Статьи

Метки:

Автор: Vladislav Vecherko