Аддитивный и субтрактивный цвет

Аддитивный и субтрактивный синтез цвета

Аддитивный и субтрактивный синтез цветаВ этой статье мы попытаемся описать привычные физические процессы со сложными названиями, но обычными, для понимания каждому читателю, словами. В наше время, для работы с цветовыми потоками, существуют три стандартизированные цветовые модели: RGB, CMYK и LAB, о двух из них и пойдет дальнейшая речь.
Начнем, пожалуй, со световой модели RGB и связанным с нею аддитивным методом.

Аддитивный и субтрактивный синтез цветаАббревиатуры модели состоит из слов Red (красный), Green (зеленый) и Blue (синий), это те цвета, при сложении, в равной пропорции, которых мы получим световой луч белого цвета. Воспроизвести данное физическое свойство можно даже в комнатных условиях, потребуется всего лишь темное помещение и поверхность, на которую будет спроецирован монохромный световой луч красного, зеленого и синего цвета. Каждый спроецированный на поверхность луч образует световой круг, а в том месте, где они равномерно сойдутся на одной плоскости, мы получим белое пятно, на этом принципе и построен аддитивный метод.

Аддитивное смешение цветов – это метод синтеза цветов, процесс на базе оптического смешения излучения базовых цветов (RGB). Благодаря пространственному смешению световых потоков и физиологической особенности человеческого глаза, этот метод используется для создания световой картинки на мониторах и экранах телевизоров. Наши глаза четко  различают разноцветные мелкие пятнышки только на близком расстоянии от объекта. Так при взгляде на бумагу, слегка покрытую угольной пылью, при удалении мы увидим лишь ее псевдо сероватый оттенок, такая же ситуация и с движущейся картинкой в мониторах, мы различаем лишь общие очертания излучения светодиодов.

Аддитивный и субтрактивный синтез цветаПространственное смешение цвета так же нашло свое применение в офсетной печати и на картинах живописи, давшее начало направлению «пуантализма», изобретенное французским живописцем Жоржем Сера (1859 — 1891) на основе теории дополнительных цветов. На приличном расстоянии от наблюдателя рисунки, исполненные в этом стиле, ничем не отличаются от классически выполненных картин, но при детальном рассмотрении с близкого расстояния можно четко разглядеть систематизированный набор точек, из которых было создано произведение.

Аддитивный и субтрактивный цветВторой обсуждаемой моделью является CMYK, название которой, как и у RGB, состоит из набора слов Cyan (голубой), Magenta (мурпурный), Yellow (желтый) и Key color (ключевой цвет, скелетный, контурный, в роли которого обычно выступает черный цвет, предназначенный для окантовки), на этой модели и построен субтрактивный синтез цвета.

Субтрактивный синтез цвета – это метод наложения краски на белую поверхность, таким образом, вычитая из белого света красного, зеленого и синего цветов. Данный метод широко используется в полиграфии для печати цветных изображений. Поскольку белая бумага несет в себе весь спектр цветов в равных пропорциях, то при по парном наложении триадных (CMY) красок можно получить цвета, которые являются основой для аддитивного синтеза. Так, с наложением желтой краски на голубую можно получить зеленый цвет, в свою очередь, при наложении пурпурной на голубую получаем синюю, а в сочетании пурпурной и желтой результатом является красный. Таким образом, с помощью технологии триадных красок при печати можно получить любой цвет, даже черный. Однако черная краска (K) используется отдельно, с ее помощью контурам придается большая четкость и лучшая проработка темных участков изображения. Так же ее использование позволяет полноценно воспроизвести ахроматические цвета (черный и серый), что на практике является непосильной задачей для триадной (CMY) группы красок.

Аддитивный и субтрактивный синтез цветаНе менее интересен и автотипный синтез цвета, на основе которого, процесс печати происходит путем совмещения растровых или штриховых изображений, напечатанных триадными красками (CMY), при этом черная краска (K) опять-таки выступает в роли контурной. Все изображение формируется из точек или штрихов, с варьирующейся площадью либо частотою, но с одинаковой толщиной красочного слоя. Благодаря тому, что каждая микроскопическая растровая точка, в процессе высокой или офсетной печати, накладывается одна на другую, человеческий глаз воспринимает всю картинку как цветное полутоновое изображение. Таким образом, автотипный синтез цвета является неким симбиозом аддитивного и субтрактивного методов.


Рубрика: Статьи

Метки:

Автор: Vladislav Vecherko